Антимонопольный комплаенс

В министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области

13.02.2020

Настоящий доклад содержит информацию о реализации Минимуществом Рязанской области мероприятий, предусмотренных Положением об организации в Правительстве Рязанской области системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям анимонопольного законодательства, утвержденного распоряжением Правительства Рязанской области от 28.02.2019 № 116-р (далее - Положение).

 

I. Результаты проведенной оценки рисков нарушения Правительством Рязанской области антимонопольного законодательства (далее – риски).

В целях выявления рисков были осуществлены следующие мероприятия.

1. Проведен сбор сведений о нарушениях антимонопольного законодательства в деятельности Правительства Рязанской области (в имущественно-земельной сфере, в т.ч. по правоотношениям, регламентированным НПА, проекты которых разрабатывало министерство) за предыдущие 3 года (наличие выданных антимонопольным органом предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел). Исследуемый период установлен с 01.10.2016 г. по 01.10.2019 г..

В данном периоде фактов допущения вышеуказанных нарушений в деятельности Правительства Рязанской области не выявлено.

 

2. Разработан и размещен на официальном сайте Правительства Рязанской области перечень нормативных правовых актов Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области в имущественно-земельной сфере (далее - перечень) с приложением к нему текстов соответствующих актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, служебные сведения, доступ к которым ограничен, оказывающих влияние на конкуренцию.

В перечень включено 14 нормативных правовых актов. Одновременно с перечнем, на официальном сайте Правительства Рязанской области было размещено уведомление о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по данному перечню.

Замечаний и предложений организаций и граждан по перечню не поступило.

Из указанного следует вывод о нецелесообразности внесения изменений в нормативные правовые акты, включенные в перечень.

 

3. В течении 2019 года обеспечено размещения на официальном сайте Правительства Рязанской области в сети Интернет, разрабатываемых Минимуществом Рязанской области проектов нормативных правовых актов Правительства Рязанской области с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, служебные сведения, доступ к которым ограничен.

Замечаний и предложений организаций и граждан по указанным проектам не поступило.

 

4. Проведен мониторинг и анализ практики применения Правительством Рязанской области антимонопольного законодательства в имущественно-земельной сфере.

По итогам подготовлена аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики (приложение № 1 к докладу).

 

В ходе проведенных мероприятий выявленные риски нарушения Правительством Рязанской области антимонопольного законодательства в имущественно-земельной сфере описаны, оценены, распределены по уровням (приложение № 2 к докладу).

 

II. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Правительством Рязанской области антимонопольного законодательства.

Во исполнение пункта 17 Положения Минимуществом Рязанской области разработан и утвержден перечень мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Осуществлен мониторинг исполнения запланированных мероприятий в отчетном периоде (приложение № 3 к докладу).

 

III. Информация о достижении ключевых показателей эффективности в Правительстве Рязанской области антимонопольного комплаенса.

1. Коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Правительства Рязанской области в имущественно –земельной сфере по сравнению с 2017 годом.

 


где:

КСН - коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Правительства Рязанской области по сравнению с 2017 годом;

КН2017 - количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны Правительства Рязанской области в 2017 году;

КНОП - количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны Правительства Рязанской области за отчетный период.

 

В соответствии с п. 7 Положения ввиду отсутствия в 2017 году и отчетном периоде выявленных нарушений антимонопольного законодательства, значение переменных в формуле при расчетах приняты за единицу.

 

2. Коэффициент результативности работы с проектами нормативных правовых актов Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области в имущественно – земельной сфере:

 

 

 

где:

КРПНПА - коэффициент результативности работы с проектами нормативных правовых актов Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области в целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства;

КПНПА - количество проектов нормативных правовых актов Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области за отчетный период, подготовленных Минимуществом Рязанской области, в которых последним самостоятельно выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

КНОп - количество нормативных правовых актов Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области за отчетный период, подготовленных Минимуществом Рязанской области, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с п. 8 Положения, ввиду отсутствия в отчетном периоде выявленных нарушения антимонопольного законодательства, значение переменных в формуле при расчетах приняты за единицу.

 

3. Коэффициент результативности работы с нормативными правовыми актами Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области в имущественно–земельной сфере:

 

     

 

где:

КРНПА - коэффициент результативности работы с нормативными правовыми актами Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области;

КНПА - количество нормативных правовых актов Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области за отчетный период, подготовленных Минимуществом Рязанской области, в которых им самостоятельно выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

КНОП - количество нормативных правовых актов Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области за отчетный период, подготовленных Минимуществом Рязанской области, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с п. 8 Положения, ввиду отсутствия в отчетном периоде выявленных нарушения антимонопольного законодательства, значение переменных в формуле при расчетах приняты за единицу.

 

4. Доля сотрудников Минимущества Рязанской области, которые приняли участие в обучающих мероприятиях по основным положениям антимонопольного законодательства и антимонопольному комплаенсу, рассчитывается по формуле:

 

        

 

где:

ДСО - доля сотрудников Минимущества Рязанской области, которые приняли участие в обучающих мероприятиях по основным положениям антимонопольного законодательства и антимонопольному комплаенсу;

КСО - количество сотрудников Минимущества Рязанской области, которые в отчетном периоде приняли участие в обучающих мероприятиях по основным положениям антимонопольного законодательства и антимонопольному комплаенсу;

КСобщ - количество сотрудников Минимущества Рязанской области, чьи должностные обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства.

 

* В соответствии со ч. 7 ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п/п «г» п. 4 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» служащими обеспечено самостоятельное изучение образовательных материалов, тематика которых соответствует направлению их профессиональной служебной деятельности.

 


Приложение № 1

 

Аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики

I. В сфере земельных правоотношений.

1. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,  ст. 7 Закона Рязанской области от 06.10.2003 № 64-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Рязанской области»,  п. 20 ст. 13 Закона Рязанской области от 18.04.2008 № 48-ОЗ «О Правительстве Рязанской области», постановлением Правительства Рязанской области от 21.08.2008 № 175 «Об утверждении Порядка реализации преимущественного права Рязанской области на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения» Минимуществом Рязанской области подготавливаются проекты распоряжений Правительства Рязанской области о приобретении в собственность Рязанской области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в рамках реализации преимущественного права Рязанской области.

В случае несоблюдения установленного Порядка реализации преимущественного права Рязанской области на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, при подготовке соответствующего проекта распоряжения Правительства Рязанской области, наступают риски нарушения антимонопольного законодательства.

В исследуемом периоде указанные риски не возникали.

 

2. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ и п. 2 ст. 3 Закона Рязанской области от 05.08.2011 № 62-ОЗ  «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области» Минимущество Рязанской области осуществляет подготовку проектов распоряжений Губернатора Рязанской области о предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов.

Подготовка указанных проектов осуществляется при условии соответствия инвестиционных проектов критериям, установленным пунктами 1, 2 статей 5, 5.2 Закона Рязанской области  от 06.04.2009 № 33-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области».

 

В случае несоответствия указанных инвестиционных проектов названным критериям, при подготовке соответствующего проекта распоряжения Правительства Рязанской области, наступают риски нарушения антимонопольного законодательства.

В исследуемом периоде указанные риски не возникали.

 

II. В сфере имущественных правоотношений.

1. Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены  принципы поддержки субъектов МСП, среди которых:

- доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов МСП;

- оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- открытость процедур оказания имущественной поддержки.

 Статьей 18 указанного закона установлено утверждение  органами исполнительной власти субъектов РФ перечней государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней имуществом.

Формирование  и ведение перечня в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 № 8 осуществляет Минимущество Рязанской области.

В целях соблюдения принципов поддержки субъектов МСП, а также требований Закона о защите конкуренции, обеспечивающих субъектам МСП равный доступ к инфраструктуре поддержки субъектов МСП, Минимущестом Рязанской области подготовлено, а Правительством Рязанской области принято распоряжение от 03.02.2009 № 24-р об утверждении переченя государственного имущества Рязанской области, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанный перечень  публикуется в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  на официальных сайтах: Правительства Рязанской области, Минимущества Рязанской области, информационном ресурсе по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства «Бизнес портал Рязанской области».

Перечень ежегодно до 1 ноября текущего года дополняется новым имуществом в соответствии с разрабатываемым Минимуществом Рязанской области и в дальнейшем принимаемым распоряжением Правительства Рязанской области.

В случае нарушения порядка формирования названного перечня, при подготовке соответствующего проекта распоряжения Правительства Рязанской области, наступают риски нарушения антимонопольного законодательства.

В исследуемом периоде указанные риски не возникали.

 

 

Приложение № 2 

 

№ п/п

Выявленные

риски

Описание

рисков

Оценка причин и условий возникновения рисков

Оценка рисков (распределение по уровням)

1

Риск нарушения (несоблюдения) антимонопольного законодательства при разработке проектов нормативных правовых актов и правовых актов

Риск наличия в проектах НПА и правовых актах, подготовленных Минимуществом Рязанской области, положений которые могут привести в недопущению, ограничению или устранению конкуренции

Недостаточность знаний антимонопольного законодательства у служащих, подготавливающих проект.

Неверное толкование норм права.

Высокая загруженность служащих, подготавливающих проект.

Низкий уровень,

отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Правительства Рязанской области по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует

 

2

Риск нарушения антимонопольного законодательства в положениях действующих НПА областного законодательства

Риск наличия в НПА областного законодательства положений, которые могут привести в недопущению, ограничению или устранению конкуренции

Не приведение (не разработка, отсутствие требуемого правового регулирования) норм областного законодательства в соответствии с измененными положениями федерального законодательства

 

Приложение № 3 к Докладу

№ п/п

Выявленные

риски

Мероприятие по снижению рисков

Мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков

1

Риск нарушения (несоблюдения) антимонопольного законодательства при разработке проектов нормативных правовых и правовых актов

Повышение компетенции служащих министерства

 

 

Системный анализ норм антимонопольного законодательства при разработке проектов

 

 

 

Четкая регламентация должностных обязанностей и распределение служебной нагрузки служащих, подготавливающих проекты

В 2019 году обеспечено повышение квалификации 17 служащих министерства, в т.ч. впервые поступивших на госслужбу.

Системный анализ норм антимонопольного законодательства при разработке НПА подтверждается положительными заключениями при проведении соответствующих экспертиз проектов в правовом управлении аппарата Правительства РО.

Руководители структурных подразделений осуществляют надлежащий контроль за распределением нагрузки в отношении служащих, подготавливающих проекты НПА, в т.ч. за обеспечением последних требуемыми временными ресурсами.

 

2

Риск нарушения антимонопольного законодательства в положениях действующих НПА областного законодательства

Постоянный мониторинг изменений антимонопольного законодательства с целью своевременного приведения в соответствие (разработки и установления надлежащего правового регулирования) в положениях НПА областного законодательства

В министерстве реализована система еженедельного мониторинга изменений федерального законодательства, влекущего необходимость разработки, отмены либо внесения изменений в положения областного законодательства

 


Документ:  Загрузить