ИНФОРМАЦИЯ

о мерах, принимаемых в субъекте Российской Федерации, по обеспечению реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600

1. Информация о ходе реализации адресной программы Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы

Между государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) и Рязанской областью 8 октября 2013 года заключено соглашение, содержащее обязательство Рязанской области по обеспечению переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года, расположенного на территории субъекта, до 1 сентября 2017 года.

План мероприятий («дорожная карта») по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Рязанской области (жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации). Дорожная карта разработана во исполнение пункта 3.2.2 Соглашения от 23 января 2013 года № 01-01-06/06-27 между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Рязанской области о предоставлении бюджету Рязанской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.

В соответствии с дорожной картой на реализацию адресных программ Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилья на 2013-2017 годы Правительством планируется направить около 3,38 млрд. рублей, из них:

  • 2,01 млрд. рублей – средства Фонда содействию реформированию ЖКХ (далее - Фонд);

  • 1,37 млрд. руб. – средства консолидированного бюджета Рязанской области.

Расселению подлежат 6,5 тыс. граждан, проживающих в аварийном жилье, признанном таковым на 01.01.2012 г., площадью более 108 тыс. кв. м. (451 аварийных многоквартирных домов).

Реализация Программы предусматривает 4 этапа.

На 1 этапе (2013–2014 гг.) расселено 1 802 человека, проживающих в 830 аварийных жилых помещениях площадью 31,5 тыс. кв. м. (133 аварийных многоквартирных домов). Построено и введено в эксплуатацию 81 многоквартирный жилой дом. Объем финансирования составил 987,6 млн. руб. Плановые показатели выполнены в полном объеме.

На 2 этапе (2014-2015 гг.) подлежат расселению 1577 граждан, проживающих в 696 аварийных жилых помещениях площадью 26,10 тыс. кв. м. (114 аварийных многоквартирных домов). Финансирование составляет 819,91 млн. руб. Для расселения граждан строится 56 многоквартирных жилых домов. Все 56 жилых домов введены в эксплуатацию. Расселено 1229 граждан, проживающих в 554 аварийных жилых помещениях, расселенная площадь составляет 21,0 тыс. кв. м. В настоящее время не расселенные жилые помещения оформляются в муниципальную собственность и собственность граждан. До конца 2015 года 348 граждан из 142 аварийных жилых помещений, аварийной площадью 5,1 тыс.кв.м. будут переселены в новое благоустроенное жилье.

На 3 этапе (2015-2016 гг.) подлежат расселению 1278 граждан, проживающих в 601 аварийных жилых помещениях площадью 22,19 тыс. кв. м. (92 аварийных многоквартирных дома). Объем финансирования составляет 698,0 млн. руб. Для расселения граждан строится 48 многоквартирных жилых домов. В настоящий момент 35 жилых домов введены в эксплуатацию. По третьему этапу досрочно расселено 336 граждан, проживающих в 157 аварийных жилых помещениях, расселенная площадь составляет более 5,9 тыс. кв. м. В декабре 2015 года будут расселены 214 граждан из 95 аварийных жилых помещений, площадью 3,0 тыс. кв. м. До конца 2016 года 728 граждан из 349 аварийных жилых помещений, аварийной площадью более 13,29 тыс. кв. м. будут переселены в новое благоустроенное жилье. В настоящее время конкурсные процедуры по заключению контрактов на приобретение жилых помещений у Застройщиков завершены.

На 4 этапе (2016-2017 гг.) подлежат расселению 1 839 гражданина, проживающих в 785 аварийных жилых помещениях площадью 27,7 тыс. кв. м. (95 аварийных многоквартирных дома). Объем финансирования составит 876,3 млн. руб. В декабре 2015 года планируется подача заявки в Фонд на получение финансовой поддержки на переселение граждан этапа 2016-2017 годов. Всего с 2013 года построено 172 многоквартирных жилых дома, расселено 3 367 граждан, проживающих в 1541 аварийных помещениях, площадью более 58,44 тыс. кв. м. Итоговый показатель выполнения программы на 01.12.2015г. составляет 119%. По состоянию на 01.12.2015 г. Рязанская область в ранге субъектов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда занимает 8 место из 80 субъектов Российской Федерации.

2. Информация о мерах по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей
      (обнов. 08.02.2019)

По состоянию на 01.01.2019   в   Рязанской   области   насчитывается 11128 многодетных семей. На учет с целью бесплатного предоставления земельных участков для строительства жилья поставлено 8096  семей (107,3 % к уровню 2017 года), многодетным семьям предоставлено 4625 участков (112,4 % к уровню 2017 года),  из них обеспечены инфраструктурой:

1484  участков – линиями электропередач;

630  участков – водопроводом;

742  участка – газопроводом;

573  участка – асфальтированными дорогами.

Из общего числа многодетных семей 73 % семей поставлено на учет с целью бесплатного предоставления земельных участков для строительства жилья,  42% семей получили земельные участки. При этом органы местного самоуправления не могут в полном объеме предоставить земельные участки, так как многодетные семьи Рязанской области желают получать земельные участки, расположенные в границах крупных населенных пунктов (районных центрах и городах Рязанской области) и обеспеченные необходимой инженерной инфраструктурой.

Однако в испрашиваемых населенных пунктах к настоящему времени практически отсутствуют свободные земельные участки, отвечающие пожеланиям многодетных семей. В связи с этим, многодетные семьи Рязанской области отказываются от предлагаемых им земельных участков, но продолжают стоять на учете.

С целью решения проблемы по предоставлению земельных участков многодетным семьям по обращению администрации города Рязани в июле 2017 года из государственной собственности Рязанской области в муниципальную собственность города Рязани был передан земельный участок с кадастровым номером 62:15:0060216:172 площадью 115 га, расположенный в районе п. Варские Рязанского района Рязанской области. Формирование из указанного земельного участка самостоятельных земельных участков позволит администрации г. Рязани обеспечить земельными участками порядка 1000-1200 многодетных семей, проживающих в областном центре.

По сведениям, полученным от муниципальных образований, сформирован реестр земельных участков для комплексного предоставления многодетным семьям. В реестр включено 53 площадки, расположенные в 24 муниципальных образованиях площадью 719 га для 4016 многодетных семей. Проектная документация на строительство инфраструктуры на большинстве площадок отсутствует. Ориентировочная стоимость строительства коммунальной и транспортной инфраструктуры на данных участках составляет более 2,5 млрд. рублей.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 разработан комплекс мероприятий по созданию необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям.

Распоряжением Правительства Рязанской области от 29.03.2013 № 147-р утвержден План мероприятий («дорожная карта»), который предусматривает предоставление субсидий муниципальным образованиям на строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры и социальных выплат гражданам при строительстве индивидуальных жилых домов.

Целевые показатели плана мероприятий («дорожной карты») «Инфраструктурное обустройство земельных участков, предоставленных и подлежащих представлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей» по итогам 2018 года достигнуты.

В рамках государственной программы Рязанской области «Социальное и экономическое развитие населенных пунктов» на период 2019-2024 годов предусмотрены средства областного бюджета на предоставление субсидий муниципальным образованиям на строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры в размере 357,46 млн. рублей.

Вопрос обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой частично решается путем строительства объектов инженерной инфраструктуры в рамках инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций (электро-, газоснабжение). Имеется практика строительства в г. Рязани сетей электроснабжения за счет инвестиционной программы филиала «Рязаньэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (сети электроснабжения в с. Букрино Рязанского района, Мантурово Рыбновского района), МУП «РГРЭС» Храпово-Божатково, газоснабжения в рамках инвестиционной программы АО «Рязаньгоргаз» (газопроводы в Храпово-Божатково  и ул. Мушковатовской в пос. Дягилево г. Рязани).

В 2018 году предоставлены субсидии из областного бюджета в размере 40,446 млн. рублей на строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры в рамках подпрограммы «Развитие малоэтажного жилищного строительства» государственной программы Рязанской области «Социальное и экономическое развитие населенных пунктов в 2015-2020 годах». Инфраструктурой обеспечено более 200 участков, предоставленных многодетным семьям, в Рыбновском районе (д. Мантурово - дороги и газоснабжение), Кораблинском районе (г. Кораблино - дорога), Захаровском (микрорайон Энергетиков - водоснабжение), Пронском районе (Пронск, ул. Верхне-Архангельская - газоснабжение).

3. Информация о развитии рынка арендного жилья

Существующий рынок аренды жилья региона представлен в основном жилыми помещениями, принадлежащими гражданам. Так, например, база данных объявлений на рынке недвижимости «Авито- Рязань» содержит информацию о 17000 объектах недвижимости, выставленных на продажу, и 11000 объектах недвижимости, сдаваемых в аренду. Примерно 10-15% построенного в регионе жилья, приобретается гражданами для последующей сдачи в аренду. Фактически отсутствуют участники рынка, профессионально и официально занимающиеся предоставлением жилья в наем.

При этом рынок найма жилья является одним из самых перспективных, так как, учитывая активную трудовую миграцию внутри страны и уровень доходов населения, значительная часть нуждающихся в жилье удовлетворяет свою потребность, сняв жилье.

Одним из направлений развития рынка арендного жилья в регионе осуществляется в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства путем стимулирования привлечения частных инвестиций в данную сферу.

Пилотный проект строительства арендного жилья реализует ОАО «Елатомский приборный завод» в р.п. Елатьма Касимовского района Рязанской области. ОАО «Елатомский приборный завод» является бюджетообразующим предприятием муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского района Рязанской области. Предприятие ежегодно наращивает объемы производства и испытывает при этом острый дефицит квалифицированных кадров. Основными условиями для привлечения и закрепления кадров в р.п. Елатьма являются наличие благоустроенного жилья и достойный уровень качества жизни.

В 2012-2014 годах ОАО «Елатомский приборный завод» построил два 28-квартирных жилых дома для предоставления в аренду работникам завода, привлекаемым из других районов, общей площадью 2,6 тыс. кв. м. В 2016 году планируется строительство еще одного 28-квартирного жилого дома для предоставления в аренду работникам завода. Для арендаторов предусмотрена дифференцированная плата за наем в зависимости от срока работы. Средняя стоимость аренды в месяц составляет для однокомнатной квартиры 2,2 тыс. рублей, для двухкомнатной квартиры – 3,1 тыс. рублей, для трехкомнатной – 4,5 тыс. рублей.

Государственная поддержка проекта строительства арендного жилья осуществлялась в рамках программ «Развитие малоэтажного жилищного строительства путем обеспечение коммунальной и транспортной инфраструктурой комплексной малоэтажной жилой застройки по ул. Есенина в р.п. Елатьма.

Сложнее обстоят дела со строительством жилья для предоставления по договорам социального найма. Обязательства по предоставлению жилья социального использования по состоянию на начало 2014 года имеются перед 15,3 тыс. семей.

Основной проблемой в этой сфере является отсутствие бюджетных средств. Рязанская область является высокодотационным регионом, у муниципалитетов также отсутствуют финансовые возможности по строительству и приобретению жилья для предоставления в социальный наем. У строительных компаний региона отсутствует заинтересованность в строительстве арендного жилья в связи большим сроком окупаемости данных проектов. В настоящее время ОАО «РегионСтройДом», созданное Правительством Рязанской области и администрацией города Рязани, рассматривает возможность строительства жилья для социального найма.