Профилактика правонарушений

Будьте бдительны: мошенники постоянно изобретают новые схемы хищения денег у населения

30.04.2019

Подготовлено управлением по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области

Анализ криминогенной обстановки на территории региона показывает, что по итогам 3 месяцев 2019 года на фоне незначительного, на 5,8%, увеличения общего количества зарегистрированных преступлений, отмечается негативная тенденция к резкому, на 81,7%, росту преступлений, связанных с хищением денежных средств граждан путем обмана либо злоупотребления доверием.

Так, если в 1 квартале 2018 года зарегистрированы 218 мошенничеств, то по итогам 3 месяцев 2019 года количество таких преступлений составило 396.

Аналогичная тенденция наблюдалась и в 2018 году, когда количество выявленных мошенничеств увеличилось на 47,7%, при том, что в целом по области наблюдался незначительный, на 2,5%, спад преступности.

Доля мошенничеств в общей структуре преступности занимает широкий сектор, более 16% (2018 – 11%).

С развитием цифровых технологий преступные посягательства на имущество граждан все чаще перемещаются в сеть «Интернет» либо совершаются с использованием средств сотовой связи, что создает существенные сложности в раскрытии таких преступлений.

При таких обстоятельствах особое значение при осуществлении борьбы с названными преступлениями приобретает их профилактика, основу которой составляет осведомленность граждан о новых способах хищения денежных средств, среди которых можно выделить следующие.

1) Злоумышленник размещает в сети «Интернет» публичные объявления о реализации товаров (работ, услуг) и предоставлении кредитов с последующим побуждением потерпевшего к перечислению денежных средств на банковский счет (карту, киви-кошелек, и т.д.) злоумышленника в качестве предоплаты, оплаты страховки и т.д.

Отмечаются случаи размещения в сети «Интернет» объявлений о продаже товаров (автомобилей, телефонов, и т.д.) на особо выгодных условиях, при этом в ходе телефонного разговора преступник сообщает о том, что на предложенный им товар уже имеется покупатель, однако в случае внесении предоплаты незамедлительно, он готов отказать предыдущему покупателю.

После внесения потерпевшим предоплаты мошенник более на связь не выходит.

2) Преступник склоняет потерпевшего к передаче (переводу) денежных средств под предлогом оказания помощи близкому родственнику в связи с совершенным им ДТП либо преступлением.

Злоумышленники неоднократно звонят потерпевшим, упрашивая от имени родственников, требуя от имени сотрудников правоохранительных органов как можно скорее перевести деньги для «решения вопроса», иначе дело будет передано в вышестоящую инстанцию. В результате, находясь в стрессовом состоянии, граждане сами переводят денежные средства, зачастую довольно крупные суммы, на банковские счета преступников, как правило Киви-кошельки, Яндекс-деньги, номера сотовых телефонов.

3) Преступники, представляясь сотрудниками кредитных организаций (представителями службы безопасности банка, менеджерами по работе с клиентами и т.д.), получают под различными предлогами (необходимость разблокировки карты, внесение предоплаты за приобретаемый товар и др.) информацию о банковских картах, индентификаторах пользователей и паролях для доступа к онлайн-банкингу, в последующем, используя полученные сведения и сервисы дистанционного банковского обслуживания, похищают денежные средства путем осуществления безналичных операций, приобретения товаров на различных торговых площадках в сети «Интернет».

4) Злоумышленники предлагают пользователям сети «Интернет» крупную сумму денег за участие в интернет-опросе, либо сообщают гражданам о крупном выигрыше в лотерею. При этом просят произвести «закрепительный платеж», необходимый для оформления соответствующих документов, либо уплаты налогов и т.д. После перевода потерпевшим платежа дальнейшее общение с ним прекращается.

Развитие и повсеместное внедрение цифровых технологий дает преступникам все новые возможности обмана граждан, создавая существенные сложности правоохранительным органам при борьбе с указанными преступлениями, поскольку зачастую преступники находятся в других субъектах Российской Федерации либо за границей, используют виртуальные либо зарегистрированные на подставных лиц телефонные номера.

Как правило, преступники получают доступ к денежным средствам потерпевших в результате их же доверчивости.

Чтобы не стать жертвой телефонных или интернет-мошенников, достаточно выполнять несколько несложных правил.

Никому и ни под каким предлогом нельзя сообщать данные банковской карты, особенно трехзначный код, расположенный на оборотой стороне карты. Зная указанный код, злоумышленники легко смогут совершать покупки в интернете.

Также нельзя сообщать по телефону кому-либо пароли и иную информацию, присылаемую банками в целях подтверждения операции либо восстановления доступа к интернет-сервисам.

До перечисления предоплаты за предлагаемый в сети «Интернет» товар необходимо потратить всего несколько минут на изучение отзывов о продавце либо о сайте, на котором предлагается товар. Бывает достаточно ввести в поисковой системе номер телефона продавца, чтобы увидеть о нем отзывы и сделать вывод о его порядочности. Не стоит переводить денежные средства в качестве «закрепительных» платежей при участии в опросах или лотереях, не изучив предварительно информацию об организаторах указанных мероприятий.

Ни в коем случае не стоит доверять звонкам о необходимости перечисления денежных средств в связи с тем, что родственник совершил ДТП или иное преступление.

Указанный список способов совершения мошенничества, к сожалению, является далеко не исчерпывающим, а лишь отражает наиболее распространенные ситуации. Преступники постоянно изобретают новые схемы хищения денег у населения, используя, в том числе и вредоносные программы, при которых деньги со счетов потерпевших списываются без участия человека.

Только бдительность и необходимая осмотрительность смогут оградить от хищения денежных средств.