Почетные граждане Рязанской области

Шадский Валерий Николаевич

Валерий Николаевич Шадский как художественный руководитель театра является организатором творческого процесса, мастером, взрастившим плеяду замечательных актеров и заслуженных артистов РФ – О.Ковалёву, А.Абрамова и О.Терентьева и Е.Бычкову. В три десятилетия его жизни и творчества вошли 62 постановки в Рязани (всего их 82), а также в театрах России и заграницей – в Швеции, Голландии, Польше, Норвегии, пять собственных оригинальных пьес, около 20 инсценировок, а также роли в спектаклях, преподавательская работа, председательство в государственной экзаменационной комиссии театральных вузов в Ярославле и Нижнем Новгороде, работа в Комиссии Союза театральных деятелей РФ по театрам кукол и в Экспертном Совете Премии Союза театральных деятелей РФ имени заслуженного деятеля искусств РСФСР М.М.Королева, президентство в российском Центре УНИМА. Гастрольная и фестивальная афиши Рязанского театра кукол, ставшего одним из лучших коллективов страны, удивляют географией и уровнем творческих встреч: Япония, Лаос, Вьетнам, Мадагаскар, Швеция, Норвегия, Испания, Франция, Австрия, Голландия, Польша, Германия, самые яркие театральные фестивали театров кукол России в Екатеринбурге, Москве, Воронеже, Томске, Самаре. Валерий Николаевич – организатор и вдохновитель Международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины», объединяющего интереснейшие коллективы из России, стран СНГ, Аргентины, Бразилии, США, Израиля, Норвегии, Швеции, многих стран Европы и Азии. Валерий Николаевич Шадский создает в своих спектаклях яркий, глубоко воздействующий на зрителя художественный мир, в синергии таланта, опыта и вдохновения он творит оригинальную историю жанра и театра. Постановки В.Н. Шадского, как для взрослых зрителей, так и для детей, увлекают метафоричностью, многомерностью образов, символов, проникновенностью и глубиной чувств. Особое место в его творчестве занимают спектакли для взрослых: «Дракон» (1981 г.), «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» (1982 г.), «Любовь, любовь..» (1983 г.), «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть» (1985 г.), «Пир во время чумы» (1987 г.), «Царь Пётр» (1992 г.), «Мастер и Маргарита» (1995 г.), «Гамлет» (1998 г.), «Брат Чичиков» (2003 г.), «Диоген. Ищу человека» (2012 г.), концертная программа «Совсем как люди», предстающая перед зрителем увлекательным экскурсом в искусство играющих кукол. Каждый такой спектакль неизменно становится настоящим событием для театральной Рязани. В его спектаклях для детей всегда присутствует высокое нравственное начало, обращенное, прежде всего, к духовным ценностям, формирующее у детей правильные представления об этических и эстетических идеалах. Часто в постановках звучат и социальные идеи, которые выражены в форме эмоциональных образов: в спектаклях «Предтеча» (2003 г.) и «Авдотья Рязаночка» (2007 г.), созданных на основе легенд и реальных событий, относящихся ко времени татаро-монгольского ига. Через приобщение зрителей к событиям прошлого, к общекультурным и общечеловеческим ценностям, проводится режиссером мысль о том, что единство семьи, верность чувствам, долгу есть проекция целостности и силы государства. Велико воспитательное значение постановок «Винни-Пух и все, все, все» (2004 г.), «Мальчик-с-пальчик и его родители» (2007 г.), пронзительно звучит в них главная «мысль семейная» – о преемственности и первостепенной значимости родительского воспитания, любви и взаимоуважения. Знакомый «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (2004 г.) предстает чудесной историей создания и обретения героями своего, кукольного театра. Новые сценические возможности открывает В.Н. Шадский в «Сказке подводного мира «Отшельник и Роза» (2006 г.), донося до зрителей гуманистические идеи толерантности и добра. Сказка «Красная Шапочка» поставленная в увлекательной, игровой, интерактивной форме, для многих маленьких рязанцев становится первым соприкосновением с миром фантазии, культуры и искусства. Блистательные постановки последних лет – спектакли «Приключения Чиполлино» (2010 г.), «Теремок» (2009 г.), «Лев Толстой и дети. Сказки» (2009 г.) принимали участие в работе Международных фестивалей театров кукол в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге и Рязани, и были восторженно встречены зрителями.